Профориентация

Профориентация школьников

Профессиональная ориентация учащихся – одно из важных направлений образовательного процесса, осуществляемое педагогами-психологами, педагогами социальными, классными руководителями, библиотекарем под руководством заместителя директора по ВР.

Цель: создание условий для осознанного выбора учащимися сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда.

Задачи:

Формировать у учащихся положительное отношение к труду и людям рабочих профессий.

Расширять представления учащихся об отраслях и профессиях, потребностях современного рынка труда, требованиях к кадрам в условиях быстрого развития информационно-коммуникационных технологий и рыночных отношений.

Организовать психолого-педагогическое сопровождение формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

Развивать способности учащихся к планированию и реализации карьерных целей.

Создавать условия для своевременного профессионального информирования родителей о действующем рынке профессий и образовательных услуг, осуществлять взаимодействие семьи и школы по вопросам профориентации учащихся.

Мероприятия по профориентации учащихся, проводимые в школе, разнообразны по своей форме и содержанию:

— тренинговые занятия, КВНы, деловые и профориентационные игры, викторины.

— Факультативный курс «Введение в педагогическую профессию» в 11 классе.

— Психологическая диагностика профессиональной ориентации учащихся.

— Групповые профориентационные консультации Регионального центра тестирования и профессиональной ориентации учащихся.

— Экскурсии на предприятия района и города.

— Посещение Дней открытых дверей в ВУЗах, ССУЗах и ПТУЗах.

— Участие в выездных профориентационных встречах с представителями учебных заведений республики.

— Неделя профориентации.

— Встречи с представителями различных профессий, студентами-выпускниками школы.

— Обновление стендовой информации «Уголок профориентации».

— Родительские собрания, тематические консультации.

— Разработка и распространение памяток и буклетов.

Получить консультацию по профессиональному самоопределению учащиеся и их родители могут у педагога-психолога.  Здесь всегда можно узнать самую свежую информацию об условиях поступления в учебные заведения, пройти психологическую диагностику по определению профессиональных склонностей.

Услуги по профконсультированию и профдиагностике оказывает так же Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи.

Рекомендации родителям по выбору будущей профессии ребенка

1. Разговаривайте с вашим ребёнком. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе беседы с ним. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.

2. Постарайтесь понять своего ребёнка. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.

3. Не будьте категоричными. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

4. Помогите своему ребёнку. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.

5. Вместе, но не вместо. Главное для родителей — отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают — потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.